Стоит ли поступать в ВУЗ? Стоит. Даже несмотря на интенсивно публикуемую в последнее время публицистику, из которой можно сделать вывод, что университеты готовят только к работе в пабе… Многие молодые люди и их родители ожидают, что учеба гарантирует занятость, престиж и трудоустройство. Диссонанс между ожиданием и реальностью возникает из-за неправильного понимания значения обучения. ВУЗ не учит профессии — но все же поступать стоит.

Почему в университете не учат профессии?

Исключением могут стать медицина, право, архитектура. Вузы не обучают профессии. И это не должно быть их целью, поскольку это просто невыполнимо. Рынок труда меняется быстрее, чем длится трехлетний (тем более пятилетний) цикл обучения.

Отличным примером является ситуация медсестер в США. В период с 2010 по 2011 год такие организации, как Американская ассоциация медсестер, Бюро трудовой статистики США или Институт медицины, активно призывали к увеличению числа абитуриентов, в связи с прогнозируемым дефицитом сертифицированных медсестер на рынке труда. Согласно статистике и анализу, спрос на медсестер в течение года должен был быть на 80% больше, чем предложение работников по профессии. Сегодня, после менее чем двух лет интенсивной пропаганды, выясняется, что многие выпускники не могут найти работу. Причины этого — насыщение рынка, недостаточно специализированная компетентность выпускников и экономический кризис, который заставил американцев реже обращаться за медицинской помощью.

Выбор вуза не должен быть мотивирован тем, какую профессию вы хотите получить в будущем: содержание занятий не определяет, какую работу вы сможете выполнять. Питер Тиль, основатель PayPal и первый инвестор Facebook, закончил философию и право в Стэнфорде. Рид Хоффман, сооснователь LinkedIn, изучал философию и когнитивные науки.

Может показаться, что университет на самом деле пустая трата времени, поскольку успешная карьера в любом случае зависит от того, что и как быстро вы сможете освоить самостоятельно. Тем не менее, все еще стоит поступать в университет. Но по совершенно другим причинам.

1. В вузе учат, как учиться

Основным жизненным опытом подростка, который должен принять решение о поступлении — это обучение в начальной (1-4 классы), основной (5-9 классы) и старшей (10-11 классы) школе. Ожидать, что он способен рационально решить, что будет делать в жизни и чему посвятит несколько последующих лет обучения — это крайне наивно.

Учебные заведения дают концептуальный аппарат, заставляют взаимодействовать с различными текстами и инструментами. Они дают возможность оценивать контент, вести беседы, выступать на публичных форумах, организовывать свою работу, проводить исследования и искать информацию.

Выбирайте область обучения, которая позволит вам общаться с таким материалом, который действительно интересен на нынешнем этапе вашей жизни. Если вы увлекаетесь камнями и минералами, изучайте геологию; если привлекает сложность человеческой натуры — выбирайте психологию; если интересует экономика, поступайте на экономику. Отдельные гуманитарные науки не сильно отличаются друг от друга с точки зрения учебной программы; тем не менее, они отличаются тем, кого они привлекают.

Если вы ничем не увлечены, сделайте перерыв, откройте свою страсть, а затем подумайте, стоит ли идти в университет, или может вообще от этого отказаться.

2. Университет создает стимулирующую среду

Вы – это среднее арифметическое тех пяти людей, с которыми проводите большую часть своего времени

предполагает известный американский бизнес-тренер Джим Рон

Если вы не поступите после окончания школы и вместо этого начнете работать в баре — вы будете в первую очередь сформированы коллегами за барной стойкой и ее постоянными клиентами.

Если вы поступите в ВУЗ, в котором собираются люди, мечтающие о стабильной работе в корпорации, вероятно, сами начнете стремиться к тому же. Если останетесь дома и проведете большую часть времени с мамой, папой и братьями и сестрами — ваше личное развитие будет ограничено их системой ценностей и жизненными приоритетами.

На молодого человека в первую очередь влияют амбиции и успех окружающих. Поэтому выбор вуза не должен быть мотивирован содержанием программы: сколько часов методологии, сколько педагогики и сколько введения в макроэкономику. Главной мотивацией должно быть: кто будет учиться с вами? Какие люди будут работать с вами, чего они добились в жизни, какие у них стремления и как они помогут вам в развитии?

Чем выше амбиции преподавателей в конкретном университете / факультете, тем выше их ценность для вас. Стоит учиться там, где учатся и преподают люди с похожими амбициями, целями и системой ценностей.

Ценным аспектом обучения также является создание сети контактов между другими студентами и преподавателями, которые вам понадобятся позже в профессиональной жизни. Чем беднее ваша сеть, тем хуже помощь вы получите от нее в будущем. И наоборот: чем больше в вашей сети успеха, инициатив и амбиций — тем больше это подтянет вас и поможет реализовать собственные цели.

3. Вузы развивают социально

Высшие учебные заведения обогащают эмоционально и социально настолько, насколько это не сможет сделать ни работа, ни собственная компания.

Для многих студенческая жизнь — один из величайших опытов. Наиболее ценные друзья часто рождаются именно в студенческой среде — среди людей, с которыми вместе учитесь, создаете совместные проекты, отдыхаете.

На более позднем этапе карьеры, когда вы работаете в какой-то компании, не так легко установить значимые отношения с другими. Неудачное свидание с подругой не испортит вашу карьеру. Однако прежде чем назначить встречу с коллегой, нужно пятнадцать раз подумать о том, как это повлияет на ваше положение в компании, если что-то пойдет не так.

Функционирование в студенческой среде также предоставляет доступ к большому количеству новых контактов. Каждый год поступают новые студенты. На работе текучесть кадров, как правило, намного ниже, даже если вы работаете в невероятно «молодой и динамичной команде».

4. Университеты легитимизируют в свете правил

Официальное подтверждение высшего образования важно в тех профессиях, которые регулируют соответствующие законы и правила. Например, у вас может быть много идей изменить свою страну в лучшую сторону, но без диплома высшего образования не сделать карьеру в государственном управлении. На государственных предприятиях подобные ограничения регулируются конкурсами на руководящие должности. Если вы планируете карьеру там, где такие правила существуют — не добьетесь успеха без соответствующего диплома.

5. Вузы отличают вас от тех, кто не смог поступить

Современные студенты больше не испытывают того, что испытало поколение в начале восьмидесятых, то есть невероятную конкуренцию за место в университете и школе. В то время посещение вуза или колледжа свидетельствовало о качественных мыслях в голове. Сегодня оно отличает вас только от тех, кто не может хорошо сдать экзамены. Тем не менее, от них стоит отличаться.

Подводя итог: да, стоит поступать в ВУЗ. По-настоящему важный вопрос: стоит ли его заканчивать?